ОРНАМЕНТ, КАК ФАКТ В ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Автор(и)

  • Nardana Yusifova National Museum of the History of Azerbaijan, Азербайджан

DOI:

https://doi.org/10.32347/2519-8661.2022.24-25.21-29

Ключові слова:

орнамент, история искусства, пространственное мышление, орнамент молекулярной структуры

Анотація

Основная цель статьи – ссылаясь на положения теории «Пространственное мышление и искусство» и основываясь на принципах применения научно-логико-геометрических правил в единстве наук касательно конструировании орнаментов, показать, что орнаменты выступают в качестве определенного факта в истории искусства. С этой точки зрения, в качестве факта, приводится также метод перехода орнаментов из объема в проекцию и из проекции в объемную форму на основе принципов конструкции и реконструкции. В качестве научного новшества показывается и то, что узоры и орнаменты в области архитектуры и декоративно-прикладного искусства имеют также молекулярную структуру и свою химическую номенклатуру.

Всестороннее постижение орнаментов и узоров в азербайджанском искусстве в аспекте их формообразовании и формирования имеет важное научно-теоретическое значение. Комплексное изучение орнаментов в истории азербайджанской культуры в междисциплинарном, межотраслевом ракурсе имеет большое значение для дизайнеров-архитекторов, специалистов по орнаментам и других мастеров-художников как в теоретическом, так и практическом плане. В связи с этим не будет считаться ошибочным, если мы скажем, что методика понимания орнаментальных структур с помощью пространственного мышления является совершенно новым научным подходом на пути науки об архитектуре, развивающейся в направлении от трехмерного к многомерному.

Следует отметить, что все орнаменты, используемые в архитектуре и во всех областях декоративно-прикладного искусства, создаются в соответствии с математическими законами. Исходя из этого, можно сказать, что орнаменты молекулярной структуры, которые мы пытаемся исследовать, так же как и другие узоры, основаны на строгих закономерностях. При их созданиив качестве основы берется также единство наук. В этом случае орнаменты, придающие красоту объекту, в котором они применяются, наряду с удовлетворением эстетических вкусов людей, способны также продемонстрировать свою значимость, гармонию и другие положительные свойства.

Говорят, что «узоры не имеют свободной жизни», и они должны украшать что-то и придавать предмету красоту. Это, безусловно, верно. Но если узор был создан на основе всех необходимых правил и норм, он становится формой, которая оживляет произведение искусства. Форма выступает в качестве неотъемлемого свойства каждого произведения искусства и являет собой эмоциональное состояние, созданное структурой произведения.

Посилання

Əzizova A. Ə. Elmin tarixi yaşı: mövcud versiyalara fəlsəfi baxış // Bakı Dövlət Universitetinin xəbərləri. Sosial-siyasi elmlər seriyası. 2001. № 2, с. 111-120.

Бретаницкий Л. С. Искусство Азербайджана IV-XVIII веков / Бретаницкий Л. С., Веймарн Б.В.. Москва : Издательство "Искусство ", 1976, - 276 с.

Baxşəliyev V. Azərbaycan arxeologiyası (Ali məktəb tələbələri üçün vəsait). - Bakı : Elm, 2007, - 239 s.

Мамедзаде К.М. Строительное искусство Азербайджана: (с древнейших времен до XIX в.).- Баку : Элм, 1983.- 334 с.

Dünyamaliyeva S. S. Ornament (tarixi, nəzəriyyəsi, qurulması). - Bakı : Nasir, 2014. 280 s.

Yusifova N. İ. Fəza təfəkkürü və incəsənət. Azərbaycan Dövlət Rəssamlıq Akademiyası. - Bakı : Qoliaf, 2010, - 204 s.

##submission.downloads##

Опубліковано

2022-12-05

Номер

Розділ

Articles